- Темы занятий
- План проведения занятий родительского университета в ГУО «Средняя школа №5 г.Светлогорска» на 2024/2025 учебный год
- Положение о родительском университете ГУО «Средняя школа №5 г. Светлогорска»
Темы занятий родительского университета, рекомендуемые классным руководителям
1 классы.
1. Адаптация учащихся в 1 классе.
2. Режим дня школьника.
3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка.
4. Положительные эмоции в жизни школьника.
2 классы.
1. Как родители могут помочь ребёнку учиться.
2. Главные правила здорового образа жизни.
3. Влияние семьи на эмоциональное состояние школьника.
4. Трудовое воспитание детей в семье.
3 классы.
1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.
2. Здоровая семья – здоровый ребёнок.
3. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.
4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
4 классы.
1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4 классов.
2. Как научить своего ребёнка жить в мире людей.
3. Ребёнок и компьютер.
4. Книги в жизни школьника.
5 классы.
1. Адаптация ребёнка в новом коллективе.
2. Ребёнок среди сверстников.
3. Ваш ребёнок вырос.
4. Меры наказания и поощрения в современной семье.
6 классы.
1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка.
Нравственные и культурные ценности семьи.
2. Профилактика проблемного поведения подростков.
3. Безопасность подростков в сети Интернет.
4. Организация летнего отдыха подростков.
7 классы.
1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.
2. Профилактика правонарушений подростков.
3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.
4. Как повысить учебную мотивацию подростков.
8 классы.
1. Жизненные цели подростков.
2. Как уберечь подростка от насилия.
3. Осторожно: суицид.
4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.
9 классы.
1. Портрет современного подростка.
2. Агрессия, её причины и последствия.
3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?
10 классы.
1. Здоровье – это жизнь.
2. Первая любовь в жизни вашего ребёнка.
3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.
4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?
11 классы.
1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
2. Как уберечь ребёнка от зависимостей?
3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?
проведения занятий родительского университета
в ГУО «Средняя школа №5 г.Светлогорска»
№ п/п |
Тема |
Месяц |
Класс |
Ответственные |
1 |
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. |
Сентябрь |
1-11 классы |
Педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель |
2 |
Жизненные цели подростков |
Октябрь |
7-8 классы |
Педагог-психолог, педагог социальный |
3 |
Профилактика правонарушений подростков |
Ноябрь |
5-9 классы (подучетные категории) |
Педагог социальный |
4 |
Как уберечь подростка от насилия? |
Декабрь |
5-6 классы |
Педагог-психолог, педагог социальный |
5 |
Здоровая семья-здоровый ребенок |
Январь |
3-4 классы |
Педагог социальный |
6 |
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста |
Февраль |
6-7 классы |
Педагог социальный, педагог-психолог |
7 |
Осторожно: суицид |
Март |
8-9 классы |
Педагог-психолог, педагог социальный |
8 |
Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? |
Апрель |
10-11 классы |
Классный руководитель, педагог-психолог |
9 |
Культура поведения в конфликтных ситуациях |
Май |
1-11 классы |
Педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель |
ГУО «Средняя школа №5 г. Светлогорска»
Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году».
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3.Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.
1.6.Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.
2. Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий
2.1. Целью создания родительского университета является:
создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».
2.2. Задачи:
построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
формировать ценностно-смысловые основы родительства;
актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания(формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
- организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
- построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
- взаимодействие с другими родительскими университетами.
2.4. Три ступени в реализации родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
2.5. Формы проведения занятий
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
3. Условия, порядок создания и управление родительским университетом
3.1. Условия создания родительского университета:
создается на базе ГУО «Средняя школа №5 г. Светлогорска»;
создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;
координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;
реализуется в группах классов с законными представителями учащихся;
занятия проводятся один раз в четверть;
родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родителям»;
3.2. Координатор родительского университета:
- несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
- координирует деятельность родительского университета;
- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальным педагогом, педагогом-психологом;
- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
- ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
- в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.7.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
4. Структура родительского университета.
4.1.Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.
4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, методические кабинеты, библиотеку и др.
5. Документация
- приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;
- Положение о родительском университете;
- план работы на учебный год;
- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (могут храниться в печатном и в электронном варианте).
6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.