Организация профориентационной деятельности с учащимися в
государственном учреждении образования «Средняя школа №5 г.Светлогорска»
В современном мире, когда ежегодно появляется всё больше и больше новых профессий, рынку труда требуются конкурентоспособные, компетентные специалисты. Каждый ученик рано или поздно встаёт перед проблемой выбора будущей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих ещё не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Есть такая притча: у людей, занятых одним делом спрашивают: что они делают. А отвечают все по-разному. Один говорит: “Я таскаю камни”. Другой: “Зарабатываю на пропитание”. Третий: “Строю храм”. Одна и та же работа для одного становится смыслом жизни, а для другого – обузой, непосильной ношей. Чем станет работа для наших учеников?
Может быть, этот вопрос не стоит во главе тех задач, которые поставлены перед каждой школой, но является одним из самых важных. Ведь именно в школе ученик готовится к самостоятельной жизни, к дальнейшей деятельности. Именно здесь он впервые встаёт перед решением вопроса о выборе своей будущей профессии. Роль школы в том, чтобы помочь ученику сделать этот выбор осознанно. В нашей школе было проведено анкетирование учащихся и их родителей по вопросам выбора профессии и учебного заведения, в котором продолжат учёбу. Мы увидели, что многие учащиеся и родители не задумываются над этим вопросом до 10 – 11 класса. Многие родители не знают какие предметы необходимо сдавать их детям при поступлении. Возникла проблема, которую мы пытаемся решить.
Как же организована работа в нашей школе по организации профориентационной деятельности с учащимися.
В начале сентября приказом директора создаётся Совет по профориентации. Выбирается председатель, чаще всего это заместитель директора по воспитательной работе. В состав совета обязательно входят педагог-психолог, педагог социальный, заведующая библиотекой, учителя. На заседаниях Совета по профориентации намечается план работы с педагогическими кадрами, с учащимися и родителями.
Структура профориентации может быть представлена в виде треугольника. Основание треугольника представляет собой учет индивидуально-психологических особенностей человека, одна из сторон – знание требований профессии к человеку, вторая сторона – учет требований рынка профессий.
Заместитель директора по воспитательной работе, как координатор профориентационной работы в школы реализует следующие направления:
-проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
-создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
Классный руководитель:
-организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
-организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
-оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
-проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
-организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Библиотекарь:
-регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
-изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
-регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).
Школьный психолог:
-изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;
-осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей.
Руководствуясь методическими рекомендациями Министерства образования РБ о проведении профориентационной работы в 2012/2013г.
Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе
I ступень общего среднего образования (1 – 4 кл)
С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.
II ступень общего среднего образования
5-6 классы
Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
7-9 классы
Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Для решения этих задач в этом учебном году мы реализуем инновационный проект: «Внедрение модели углубленной дифференциации обучения учащихся на II и III ступенях общего среднего образования».
Новизна проекта состоит в предоставлении обучающимся широких возможностей в образовательном и профессиональном самоопределении путём целенаправленной пропедевтической подготовке учащихся 7 – 9 классов к осознанному выбору уровня изучения того или иного предмета на
III ступени обучения
Пропедевтика – введение, подготовка к профессиональной деятельности.
Сегодня в школах профориентационная работа представлена в основном экскурсиями на различные предприятия и беседами со специалистами разных профессий. Этот путь не всегда эффективен, вероятно, потому, что учащиеся знакомятся с новыми профессиями пассивно, не прилагая особых усилий. Необходимо выводить профориентационную работу на новый уровень, искать наиболее эффективные методы подготовки старшеклассников к будущей профессиональной деятельности.
Одним из таких методов мы решили организовать взаимодействие с МУПК допрофильную подготовку учащихся 7-8 классов. Так на базе УПК проводится на данный момент допрофессиональная подготовка через факультативный курс «Калейдоскоп профессий». Учащиеся 7 классов знакомятся с требованиями по следующим специальностям: девочки – продавец и швея, мальчики – каменщик и оператор ЭВМ, пробуют свои силы в данных профессиях.
Учащиеся 8 классов девочки – знакомятся с профессией повар, где делают 1–е шаги в профессию. Для этих же учащихся была проведена экскурсия в кафе «Ниточка», где ребята познакомились с оформлением обеденного зала, технологическим оборудованием, технологией приготовления блюд.
Учащиеся 8 классов знакомятся с профессией - секретарь, пробуют себя в профессии.
Наше сотрудничество с МУПК продолжается. Недавно была организована экскурсия на производственное объединение «Химволокно», в Дом ремёсел на открытие выставки работ студентов «Профессионально-технического художественного колледжа» из города Бобруйска. Где ребята познакомились с работами учащихся и методикой их изготовления.
10-11классы: Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности. В рамках проекта учащиеся 10 классов в составе групп изучают учебные предметы на повышенном уровне.
Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе. Учащиеся должны знакомиться с рабочими профессиями.
Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены, поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Помощь педагогов старшеклассникам в профессиональном самоопределении связана с необходимостью информировать школьников о разнообразии мира профессий, об их связи с науками и предметами, изучаемыми в школе, разъяснять специфику и особенности профессиональной деятельности. Также важно дать возможность учащимся освоить практические навыки планирования, развивать способность видеть позитивную перспективу своей будущей жизни, оказывать старшеклассникам эмоциональную поддержку. Это поможет выпускникам сделать самостоятельный и сознательный выбор.
Директор школы Демиденко Людмила Васильевна
- Министерство образования РБ информирует абитуриентов 2023
- Министерство образования РБ о подготовке к ЦЭ
- Инструкции по ЦЭ от РИКЗ
- Школа о подготовке к ЦЭ
- Падрыхтоўка да ЦЭ па беларускай мове ад настаўнікаў школы
- Подготовка к ЦЭ по русскому языку от учителей школы
- Полезные документы по поступлению
- Дистанционное репетиционное тестирование (с сайта РИКЗ)
- Тестовые материалы открытого банка по русскому языку, белорусскому языку и математике соответствуют требованиям программ вступительных испытаний разных лет.
- Академия МВД приглашает абитуриентов
- Университет гражданской защиты приглашает абитуриентов
- Мероприятия военно-профессиональной ориентации граждан