«Об организации в 2015/2016 учебном году профильного обучения на III ступени общего среднего образования»
В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2015 года № 110, обеспечение доступности и качества услуг образования является целью, направленной на сохранение и укрепление человеческого потенциала для устойчивого развития государства. Один из механизмов достижения данной цели – предоставление возможности осуществления в X-XI классах (III ступени общего среднего образования) учреждений общего среднего образования профильного обучения, сочетающего изучение учебных предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий.
Профильное обучение организовано при соблюдении условий:
1) готовность и заинтересованность всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования;
2) наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов:
– педагогические кадры, квалификационный и образовательный уровни которых позволяют обеспечить качество образования;
– современная информационно-образовательная среда, включающая как наличие современной компьютерной техники, так и программное обеспечение, информационно-образовательные ресурсы;
– наличие оснащенных учебных кабинетов физики, химии, биологии, позволяющих в полном объеме реализовать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам;
3) рациональное сочетание возможностей школы (количество имеющихся часов факультативных занятий, учебных кабинетов различной площади, режим работы учреждения, сменность занятий) с запросами учащихся и их законных представителей;
4) безусловное соблюдение санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса.
Порядок формирования X классов в учреждении
Зачисление учащихся в профильные классы школы проводится на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.
При реализации профильного обучения возможно несколько моделей формирования X классов:
модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;
модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;
модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне.
В 2015/2016 учебном году на III ступени общего среднего образования в государственном учреждении образования «Средняя школа №5 г.Светлогорска» введено профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне.
Изучение учебных предметов на повышенном уровне организовано в режиме пятидневной учебной недели.
В соответствии с пунктом 4 статьи 167 Кодекса Республики Беларусь об образовании учебный план государственного учреждения образования разработан на основе типового учебного плана общего среднего образования и утверждён руководителем учреждения образования.
Учебный план
государственного учреждения образования
«Средняя школа №5 г.Светлогорска»
X класс
I.Учебные предметы |
Количество учебных часов в неделю |
|||||
I группа мх |
II группа хб |
III группа ма |
IV группа мо |
V группа оа |
VI группа база |
|
|
||||||
1.Беларуская мова |
1 |
|||||
2.Беларуская лiтаратура |
2/1 |
|||||
3.Русский язык |
1 |
|||||
4.Русская литература |
1/2 |
|||||
5.Иностранный язык (английский/французский) |
3 |
3 |
- |
3 |
- |
3 |
6.Математика |
- |
4 |
- |
- |
4 |
4 |
7.Информатика |
1 |
|||||
8.Всемирная история |
1 |
|||||
9.История Беларуси |
1 |
|||||
10.Обществоведение |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
11.География |
2 |
|||||
12.Биология |
2 |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
13.Физика |
2 |
|||||
14.Химия |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
15.Физическая культура и здоровье |
2 |
|||||
16.Допризывная и медицинская подготовка |
1 |
|||||
Всего на каждую группу по п.1.1 |
21 |
23 |
20 |
22 |
23 |
27 |
1.2.Учебные предметы, изучаемые на повышенном уровне |
||||||
1.Иностранный язык (английский) |
- |
5 |
- |
5 |
- |
|
2.Математика |
6 |
- |
6 |
6 |
- |
- |
3.Обществоведение |
- |
2 |
2 |
- |
||
4.Биология |
- |
4 |
- |
|||
5.Химия |
4 |
4 |
- |
|||
Всего на каждую группу по п.1.2 |
10 |
8 |
11 |
8 |
7 |
- |
I группа мх |
II группа хб |
III группа ма |
IV группа мо |
V группа оа |
VI группа база |
|
Всего на каждую группу по п.1.1.-1.2. |
31 |
31 |
31 |
30 |
30 |
27 |
1.3. Факультативные стимулирующие, поддерживающие занятия |
||||||
Час здоровья и спорта |
1 |
|||||
Основы права РБ |
- |
2 |
2 |
- |
||
Русский язык |
1 |
|||||
Стимулирующие и поддерживающие занятия |
1 |
|||||
деление класса на группы |
1 |
|||||
Максимальная допустимая недельная учебная нагрузка |
34 |
|||||
Общее количество часов, финансируемых из бюджета, в соответствии с учебным планом |
39 |
39 |
39 |
39 |
39 |
39 |
Учебно-полевые сборы (медицинская практика) в днях в часах |
5 30 |
5 30 |
5 30 |
5 30 |
5 30 |
5 30 |
________________________
мх – «Математика», «Химия»
хб – «Химия», «Биология»
ма – «Математика», «Английский язык»
мо – «Математика», «Обществоведение»
оа - «Обществоведение», «Английский язык»
база – все предметы на базовом уровне
Учебный план
государственного учреждения образования
«Средняя школа №5 г.Светлогорска»
XI класс
I.Учебные предметы |
Количество учебных часов в неделю |
||||
I группа фм |
II группа хб |
III группа ма |
IV группа мо |
V группа оа |
|
Учебные предметы, изучаемые на базовом уровне |
|||||
1.Беларуская мова |
2/1 |
||||
2.Беларуская лiтаратура |
1/2 |
||||
3.Русский язык |
1/2 |
||||
4.Русская литература |
2/1 |
||||
5.Иностранный язык (английский/французский) |
3 |
3 |
- |
3 |
- |
6.Математика |
- |
4 |
- |
- |
4 |
7.Информатика |
1 |
||||
8.Всемирная история |
1 |
||||
9.История Беларуси |
1 |
||||
10.Обществоведение |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
11.География |
1 |
||||
12.Биология |
2 |
- |
2 |
2 |
2 |
13.Физика |
- |
2 |
|||
14. Астрономия |
1 |
||||
14.Химия |
2 |
- |
2 |
2 |
2 |
16.Физическая культура и здоровье |
2 |
||||
17.Допризывная и медицинская подготовка |
1 |
||||
Всего на каждую группу по п.1.1 |
22 |
24 |
21 |
23 |
24 |
1.2.Учебные предметы, изучаемые на повышенном уровне |
|||||
1.Иностранный язык (английский) |
- |
5 |
- |
5 |
|
2.Математика |
6 |
- |
6 |
6 |
- |
3.Обществоведение |
- |
2 |
2 |
||
4.Биология |
- |
4 |
- |
||
5.Физика |
4 |
- |
|||
6.Химия |
- |
4 |
- |
||
I группа фм |
II группа хб |
III группа ма |
IV группа мо |
V группа оа |
|
Всего на каждую группу по п.1.2. |
10 |
8 |
11 |
8 |
7 |
Всего на каждую группу по п.1.1.-1.2. |
32 |
32 |
32 |
31 |
31 |
1.3. Факультативные стимулирующие, поддерживающие занятия |
|||||
Час здоровья и спорта |
1 |
||||
Основы права РБ |
- |
1 |
1 |
||
Русский язык |
1 |
||||
Белорусский язык |
1 |
||||
Стимулирующие и поддерживающие занятия |
1 |
||||
деление класса на группы |
- |
||||
Максимальная допустимая недельная учебная нагрузка |
34 |
||||
Общее количество часов, финансируемых из бюджета, в соответствии с учебным планом |
39 |
39 |
39 |
39 |
39 |
________________________
фм – «Физика», «Математика»
хб – «Химия», «Биология»
ма – «Математика», «Английский язык»
мо – «Математика», «Обществоведение»
оа - «Обществоведение», «Английский язык»
ТЕЗАУРУС
Профильное обучение – это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов
Мультипрофильное обучение – один из вариантов организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования, предполагающий реализацию индивидуальных образовательных траекторий учащихся и создание профильных групп для изучения предметов на повышенном уровне с учетом профессиональных намерений, склонностей, потребностей и интересов учащихся.
Базовый уровень изучения учебного предмета – уровень освоения учащимися обязательного минимума содержания образования по учебному предмету, который обеспечивает развитие личности учащегося средствами учебного предмета; способствует формированию опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности, развитию общей культуры, мировоззрения, ценностно-смысловых установок, готовности и способности к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению.
Повышенный уровень изучения учебного предмета – уровень усвоения учащимися содержания образования по учебному предмету, ориентированный на приобретение учащимися систематических знаний и способов действий и обеспечивающий развитие средствами учебного предмета предметных, метапредметных и личностных способностей (компетенций), необходимых для продолжения избранного направления образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения, а также для осознанного и эффективного решения образовательных и жизненных (социокультурных) задач.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся – целенаправленно организованный процесс педагогической, психологической и информационной поддержки учащихся в осознанном выборе сферы профессиональной деятельности.
Заместитель директора по учебной работе
государственного учреждения образования
«Средняя школа №5 г.Светлогорска»
С.Н.Вежновец